• Макеев Виктор Петрович, дважды Герой Социалистического Труда

    Макеев

    Виктор Петрович Макеев родился в селе Протопопово (ныне – посёлок имени Кирова в черте г. Коломна) 25 октября 1924 года. Русский.

    • Работал с 1939 года на авиационном заводе в Москве, с 1941 года – в эвакуации в Казани – чертёжником и конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолётов Пе-2.
    • Учился на вечернем отделении Казанского авиационного института (1942), затем был переведён на дневное отделение Московского авиационного института (1944).
    • В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана.
    • С 1947 по 1955 год (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ. В 1955 году по предложению С.П.Королёва назначен главным конструктором СКБ-385. С 1963 года начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года начальник предприятия и генеральный конструктор. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
    • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Результат деятельности В.П.Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий – три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами: Р-21 – первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 – первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 – первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р – первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 – первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ – БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 году КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад. 26 ноября 1968 года был избран членом-корреспондентом, а 23 декабря 1976 года – действительным членом (академиком) Академии Наук СССР (с 1991 – Российской Академии Наук). Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В.П.Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.
    • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября (по другим данным – 19 апреля) 1974 года награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
    • Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий. В.П.Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой.
    • 1960-1981 гг. – профессор, заведующий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте
    • 1981-1985 гг. – заведующий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физико-технического института. Инициатор сотрудничества с Академии Наук СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет Академии Наук СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В.П.Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом Академии Наук СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 годы. Под руководством и при непосредственном участии В.П.Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.
    • Жил и работал в Москве.
    • Умер 25 октября 1985 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Выдающийся советский учёный и конструктор, создатель отечественной школы морского ракетостроения

    Депутат Верховного Совета СССР (1966-1985). Кандидат в члены и член (1971-1985) ЦК КПСС.

    Государственные награды:

    • две звезды "Серп и Молот" Героя Социалистического Труда
    • пять орденов Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984)
    • орден Октябрьской Революции (1971)
    • медали


    Доктор технических наук (1965), профессор (1962). Лауреат Ленинской премии (1959), Государственной премии СССР (1968, 1978, 1983). Награждён золотой медалью имени С.П.Королёва Академии Наук СССР (1974).

    Почётный гражданин города Миасс (1997, посмертно).

    Память:

    • памятник в Коломне (1984)
    • В 1991 году КБ машиностроения присвоено имя В.П.Макеева (ныне – ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева»).
    • проспект в Миассе
    • улица в Коломне
    • судно Северного флота ВМФ
    Бюст В.П. Макееву
    Ответить Подписаться